Итоги Года учителя 2010 (отчёт)

Выполнение Программы основных мероприятий по проведению Года учителя в г.Ленинске-Кузнецком в 2010 году

На основании Указа Президента РФ от 10.03.2009 г. № 259 «О проведении в РФ Года учителя», распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.11.2009 г. № 1044-р «О проведении Года учителя в Кемеровской области» администрацией г.Ленинска-Кузнецкого была утверждена Программа основных мероприятий по проведению Года учителя в нашем городе в 2010 году (Постановление администрации города от 03.12.2009 года № 1845).

Данная программа состояла из шести разделов, которые фактически выполнены полностью, за исключением мероприятий, отнесенных к компетенции федеральных органов управления образования. Разделы программы представлены на слайде.
- Организационное обеспечение подготовки и проведения Года учителя в 2010 году;
- Содействие формированию позитивного образа учителя посредством совершенствования критериев профессиональной деятельности учителя, механизмов ее развития и оценки, общественно-профессионального обсуждения вопросов профессионального развития педагога;
- Содействие формированию позитивного образа учителя посредством использования новых механизмов финансово-экономического стимулирования и мер социальной поддержки;
- Поддержка и поощрение педагогов-лидеров как основы развития профессиональных сообществ, содействие формированию позитивного образа учителя;
- Формирование позитивного образа учителя средствами культуры и искусства;
- Формирование позитивного образа учителя с помощью средств
массовой информации.

Позвольте доложить итоги реализации данной программы.

Организационное обеспечение подготовки и проведения Года учителя в 2010 году заключалось в открытии Года учителя через информацию в «Городской газете» 15.01.2010 года. В течение года на сайте управления образования и сайтах 18-ти школ регулярно размещалась информация о проведении Года учителя в г. Ленинске-Кузнецком. Подготовлены и размещены 2 баннера, содержащие информацию о победителях конкурсов профессионального мастерства.

Второй раздел программы был направлен на формирование позитивного образа учителя посредством совершенствования критериев в профессиональной деятельности учителя, механизмов ее развития и оценки, общественно-профессионального обсуждения вопросов профессионального развития педагогов.

В ходе реализации данного раздела программы были проведены следующие мероприятия:
- 26.02.2010 года состоялась научно-практическая конференция «Профессиональное развитие педагога как условие повышения качества образования»;
- 28.04.2010 года открытая дискуссия, посвященная проблеме профессионализма учителя и его профессионального развития.

В ходе этих мероприятий было отмечено, что социальный статус учителя за последние годы резко снизился, профессия стала откровенно не престижна. Большая часть населения считает, что в школах стало меньше хороших учителей. Сами педагоги не надеются, что отношение общества к педагогической профессии изменится. Это связано: во-первых – выпускники педвузов не идут в школу, так в этом учебном году в образовательные учреждения города пришло всего 6 молодых специалистов. Анализ показывает, что в школе молодых специалистов меньше, чем в других образовательных учреждениях. Во-вторых, в педвузы идут далеко не лучшие выпускники. В прошлом году в некоторых педагогическим вузах был недобор, например, в КузГПА не добрали абитуриентов на такие специальности, как физика, математика. А эти специальности необходимы для нашего города. В-третьих, идет тенденция к старению педагогических кадров. Так в школах города в возрасте от 50 лет и более работают 20,66 %, в учреждениях УДО - 16,66%, а в ДОУ всего - 8,09%. В-четвертых, феминизация учительских кадров – 84% школьных учителей женщины (среди директоров их 71%).

В рамках это же раздела педагоги города приняли активное участие во Всероссийских конференциях
- «Гражданское и патриотическое воспитание в системе непрерывного образования: достижения и перспективы» (более 50 педагогов различных типов и видов образовательных учреждений в режиме «он-лайн» представили свои материалы и приняли участие в обсуждении материалов на форуме, посвященных роли музея, учреждений дополнительного образования, деятельности клубов в гражданском и патриотическом воспитании);
- «Управление профессиональным развитием педагога» (8 педагогов приняли участие, а директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» Швачунова Лариса Михайловна и педагог–психолог МОУ ДПО «Научно-методический центр» Амосова Вероника Геннадьевна выступили на секциях с докладами).

Показателем профессионального мастерства являются результаты аттестации педагогических и руководящих работников. В этом году было аттестовано 71 педагогических работников на высшую категорию и 133 – на первую категории. Впервые в этом году были использованы такие формы аттестации как портфолио (2 человека) и защита педагогических проектов (17 человек). Остальные педагоги выбрали традиционные формы аттестации – собеседование, защиту методической разработки и творческий отчет.
Активно принимали участие наши педагоги в августовском областном образовательном форуме «Непрерывное развитие профессионализма педагога как фактор повышения качества образования» и нашей городской педагогической августовской конференции Реализация основных направлений образовательной инициативы «Наша новая школа» и задачи муниципальной системы образования в свете новых федеральных образовательных стандартов».

Третий раздел программы был посвящен содействию в формировании позитивного образа учителя посредством использования новых механизмов финансово-экономического стимулирования и мер социальной поддержки. Четвертый год мы работает в режиме эксперимента по новой системе оплаты труда. Для оценки деятельности педагогических работников в общеобразовательных учреждениях города применяются оценочные листы. В оценочных листах определены критерии и показатели эффективности деятельности педагогических работников. За годы эксперимента средняя заработная плата учителя возросла в полтора раза и составила 18 735 рублей. От 10-15 тысяч рублей получают 28% учителей, от 15 до 20 тысяч – 36%, от 20 до 25 тысяч – 17%, более 25 тысяч рублей – 9% учителей. 10% учителей получают до 10 тысяч рублей. Что касается дошкольных и дополнительных образовательных учреждений, то заработная плата остается ниже, чем у учителя, хотя динамика роста тоже наблюдается. Так в ДОУ в 2008 году средняя заработная плата составляла 6 124 рубля, а в 2010 году средняя заработная плата в ДОУ стала 7 656 рублей (возросла на 25%). В учреждениях дополнительного образования средняя заработная плата в 2008 году составляла 10 779 рублей, а в 2010 году стала 12 187 (возросла на 13%).

В течение 2010 года 31 педагог получили путевки для лечения и отдыха в санатории «Белокуриха» и «Борисовский». В «Элигомеде» пролечилось более 200 педагогических работников. Боровских С.Ю.. зам.директора МОУ «Гимназия № 12» награждена поездкой в Объединенные Арабские Эмираты.

Предоставлено 15 займов для улучшения жилищных условий педагогических работников, среди которых молодые специалисты, педагоги-победители муниципальных конкурсов, руководители образовательных учреждений.
В рамках мероприятий данного раздела была проведена спартакиада работников образования в весенние каникулы. Всего в спартакиаде приняло 165 человек, по 4 видам спорта: шашки, настольный теннис, стрельба, волейбол. Лидировали команды школ №№ 2, 37, 8, гимназии №18.

В течение 2010 года были проведены публичные торжественные церемонии, посвященные награждению лучших учителей, присвоению почетных званий, вручению правительственных и отраслевых наград в муниципалитете. В рамках Губернаторского приема 24.02.2010 года Худякова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 12» удостоена звания лауреата премии Кузбасса и 5 педагогических работников награждены медалью «За достойное воспитание детей», на августовской конференции и праздновании Дня учителя 11 педагогических работников были награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» и столько же Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, 26 педагогических работников награждены Почетной грамотой департамента образования и науки Кемеровской области, 34 педагогических работника награждены Почетной грамотой и Благодарственным письмом города Ленинска-Кузнецкого. 22 декабря на Торжественном мероприятии, посвященном закрытию Года учителя 11 учителей физической культуры были награждены Благодарственным письмом города Ленинска-Кузнецкого за подготовку обучающихся к сдаче нормативов спортивно-технического комплекса «Готов к труду и защите Отечества» на оценку «отлично» и 2 социальных педагога за большой вклад в работу по защите законных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей награждены Почетной грамотой города Ленинска-Кузнецкого. К сожалению, предложение управления образования о присуждении персональных премий учителям русского языка и математики, выпускники которых набрали высокие баллы на едином государственном экзамене, не нашло поддержки у ОАО «СУЭК-Кузбасс», хотя это предприятие всегда материально помогает нашим образовательным учреждениям. Благодаря финансовой помощи ОАО «СУЭК-Кузбасс» был открыт виртуальный класс на базе МОУ «Гимназия № 12».

Четвертый раздел программы был направлен на поддержку и поощрение педагогов-лидеров через организацию и проведение профессиональных конкурсов. В рамках Года учителя были проведены как традиционные конкурсы, так и новые, объявленные в этом году.

Были проведены 8 муниципальных этапов областных конкурсов:
- «Самый классный классный»;
- «Учитель года»;
- «Лесенка успеха»;
- «Лучшая школьная библиотека»;
- «Лучший социально значимый проект в образовании»;
- «Педагогические таланты Кузбасса»;
- «IТ-педагог Кузбасса»;
- «Сердце отдаю детям».

В трех из них наши педагоги стали финалистами и лауреатами: Калашников Александр Николаевич, учитель информатики гимназии № 12» вошел в тройку лучших педагогов области, он награжден денежной премией в размере 50 тысяч рублей и школа получила 500 тысяч рублей на оборудование; Болотова Татьяна Степановна, библиотекарь школы № 19, стала лауреатом конкурса «Лучшая школьная библиотека» получила премию 25 тысяч рублей и 100 тысяч рублей на оборудование школьной библиотеки. МОУ «Гимназия № 12» стала победителем в конкурсе социально-значимых проектов «Создание центра дистанционного профильного обучения для учащихся старших классов» и выиграло 500 тысяч рублей, а также это учреждение вошло в 10 лучших образовательных учреждений Кузбасса. Победителем федерального конкурса лучших учителей России в Год учителя стала Иванченко Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 12».

В число 100 лучших учителей Кузбасса вошла учитель начальных классов школы № 1 Сорокина Елена Леонидовна.
По результатам городских профессиональных конкурсов 12 образовательных учреждений получили дипломы победителей.

В этом году перечень муниципальных профессиональных конкурсов расширился. Впервые были награждены победители рейтинга образовательных учреждений по 4 номинациям:
- «Лучшее дошкольное учреждение» (100 тысяч рублей);
- «Лучшая общеобразовательная средняя школа» (100 тысяч рублей);
- «Лучшая общеобразовательная основная школа» (100 тысяч рублей);
- «Лучшее учреждение дополнительного образования» (50 тысяч рублей) и 3 победителя конкурса блогов школьных учителей.
При проведении профессиональных муниципальных конкурсов в качестве членов жюри мы привлекаем представителей общественных сообществ, предприятий различных форм собственности, ветеранов педагогического труда, которые оказывают материальную помощь в их организации и проведении. Если в прошлом году мы с трудом могли найти спонсоров для 14 участников конкурса, то в этом году каждый участник конкурса «Учитель года» и «Лесенка успеха» получили по 2 подарка от спонсоров.

В апреле 2010 года 2 представителя школы № 1 приняли участие в Международном конгрессе «Образование без границ» в г.Москве, благодаря спонсорской помощи Сандыркина Вячеслава Михайловича.

Пятый раздел программы предполагал формирование позитивного образа учителя средствами культуры и искусства. Во всех школьных библиотеках были организованы экспозиции, посвященные образу учителя в современной отечественной литературе. В музеях школы № 38 и гимназии № 12 оформлены выставочные стенды, посвященные лучшим учителям, учителям-участникам Великой Отечественной войны. В гимназии № 18 была организована работа фотовыставки «Учитель – это бесконечное творчество».
Год учителя – это и повод увековечивания памяти тех педагогов, которых, к сожалению, уже нет с нами, но кто внес значительный вклад в развитие образования в нашем городе, кто повлиял на выбор профессии учителя многих наших молодых горожан. Это - Елсуков Виктор Михайлович и Голянская Наталья Михайловна. Имя Заслуженного учителя школы РСФСР Елсукова Виктора Михайловича присвоено школе № 20. Творческой группой педагогов и обучающихся лицея № 4 в этом года создана экспозиция в городском краеведческом музее, посвященная памяти Натальи Михайловны Голянской.
По итогам работы Всероссийского Интернет-педсовета в электронный сборник творческих работ «Вселенная. Учитель» включены стихи педагога-воспитателя ШИСП Мальцевой Ларисы Федоровны. В рамках XIII научно-практической конференции исследовательских работ, которая состоялась 24 марта 2010 года, был проведен конкурс детских проектов, «Если бы я был учителем», победителем стал Кнутарев Кирилл, ученик гимназии № 12, его проект «Учимся договариваться» посвящен конструктивному взаимодействию учителя и учащихся, учителя и родителей.

Чествование педагогических династий состоялось в рамках городской августовской конференции. За верность профессии и большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения сертификаты и денежные премии получили 6 педагогических династий:
- династия Афанасьевых-Агеевых-Чуличковых;
- династия Ивониных-Артемьевых-Авровой;
- династия Некрасовых-Павловских-Глуховой;
- династия Немчаниновых-Овнапу;
- династия Парфеновой-Макаренко;
- династия Чудаковых-Лисиной-Степановой.

В этом году, в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, особое внимание было уделено учителям-ветеранам войны, труженикам тыла. Волонтерские отряды школ оказывали им шефскую помощь. Участнице ВОВ Марии Петровне Шишовой была оказана помощь в ремонте ее квартиры, в том числе силами педагогов города на сумму 30 тысяч рублей.
Последний раздел программы посвящен формированию позитивного образа учителя с помощью СМИ.
В «Городской газете» ежемесячно выходила школьная страничка, на которой публиковались статьи, посвященные лучшим педагогам города: Калашникову А.Н., учителю информатики гимназии № 12 (статья «Дети видят цель лучше нас» от 20.02.2020 г.), Синкиной Э.П., учителю русского языка и литературы гимназии № 18 (статья «Высший пилотаж» от 13.02.2010 г.), Балакиной Н.М., учителю русского языка и литературы школы № 7 (статья «Друг и помощник» от 17.03.2020 г.), Новиковой С.В., учителю начальных классов школы № 15 (статья «С мудростью, добром и оптимизмом» от 20.04.2010 г.), Рыловой Н.Т., начальнику управления образования (статья «Главное – остаться собой» от 10.07.2010 г.), Гонштейн З.Г., воспитателю детского сада № 28 (статья «Воспитатель, которого любят» от 08.07.2010 г.), Радченко Л.П., учителю начальных классов школы № 1 (статья «Сердца хватит на всех» от 13.10.2010 г.), Терещенко З.И., социальному педагогу школы № 2 (статья «Пусть ей сопутствует удача», от 20.10.2010 г.), Маскаевой Э.И., учителю химии школы № 2 (статья «Я и химия» от 05.10.2010 г.).

На страницах областной педагогической газеты «Педагогический поиск» были опубликованы статьи о лучших педагогах города Ленинска-Кузнецкого: Калашникове А.Н., учителе информатики гимназии № 12 (статья «Учитель года – 2010»: десятка сильнейших» № 3, 2010 г.), Болотовой Т.С., библиотекаре школы № 19 (статья «Аптека для души» № 3, 2010 г.).

На страницах научно-методического журнала «Учитель Кузбасса» была опубликована статья Адашкевич Т.А., педагога-психолога МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» города Ленинска-Кузнецкого, посвященная проблеме управления профессиональным развитием педагогов, «Организация психолого-педагогического сопровождения – один из фактор повышения профессиональной компетентности педагога в современной школе» (№ 2, 2010 год, стр. 65-72).

В течение года учащиеся школ города принимали участие в акции «Скажи спасибо своему учителю», в конкурсе сочинений «Мой любимый учитель». Учащиеся лицея № 4 приняли участие во Всероссийском конкурсе Интернет-проектов «Учитель нашей школы».
Однако, несмотря на все эти мероприятия престижность профессии учителя в нашем обществе очень низкая. Это же подтверждают и результаты исследования, проводимые в Кемеровской области, так на вопрос: «Престижна ли учительская профессия?» были получены следующие ответы: высоко престижная – 2,7% ответили педагоги; 3,4% - родители; скорее высоко престижная 11,6% - педагоги; 17,8; - родители; скорее не высоко престижная 37% - педагоги; 43,2 % - родители и не престижна 44% педагогов и 28,4 родителей. На вопрос; «Рекомендовали ли бы Вы своим близким быть учителем 75% педагогов и 74% родителей ответили нет; материальным положением учителя не удовлетворены 65% педагогов, а состоянием здоровья – 50% педагогов.

Прикрепленные файлы: