Публичный доклад начальника управления образования за 2015-2016 учебный год

Деятельность муниципальной системы образования в 2015-2016 учебном году была направлена на реализацию комплекса мер по выполнению Указов Президента Российской Федерации; решения Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования, оптимизацию муниципальной сети учреждений образования с учетом демографической и социально-экономической ситуации; модернизацию дошкольного, общего и дополнительного образования, направленную на достижение современного качества учебных результатов.

Главной задачей управленческих структур в сфере образования в муниципалитете была и остается задача повышения эффективности и качества образовательных услуг.

В соответствии с муниципальной программой реструктуризации сети образовательных учреждений и с целью оптимизации социально-экономических ресурсов, создания условий для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов  реорганизованы путём слияния  три дошкольные образовательные организации:  к МБДОУ «Детский сад №22» присоединён МБДОУ «Детский сад №5», к МБДОУ «Детский сад №7» присоединён  МБДОУ  «Детский сад №25», к МБДОУ «Детский сад №24» присоединён МБДОУ «Детский сад №19». В феврале 2016 года был открыт детский сад №8, рассчитанный на 140 мест. Однако, благодаря привлечению спонсорских средств в детском саду открыта дополнительная группа, кроме этого в данном учреждении созданы все условия для посещения детей с ОВЗ. В настоящее время в детском саду 8 групп, с общим охватом 220 детей.

Одной из актуальных проблем в дошкольном образовании является введение платных услуг для развития способностей детей дошкольного возраста. Как показывает практика деятельности дошкольных образовательных учреждений №№ 9, 51, 2, где эта услуга уже оказывается, часть средств, полученных от платных услуг идет на развитие материально-технической базы детских садов, что очевидно родителям воспитанников. В июле 2016 года на межведомственной комиссии по вопросам координации ценообразования и тарифного регулирования были рассмотрены и утверждены перечни и тарифы дополнительных платных услуг детских садов №10 и №16. Обращаю внимание руководителей ДОУ: необходимо продолжить работу в этом направлении.

Что касается общего образования, то с 1сентября этого года школа № 20 переходит в статус основной школы, кроме этого с 1 октября пройдет реорганизация детских домов№1 и №3 путем слияния.

Таким образом, муниципальная сеть образовательных учреждений будет включать: 48 учреждений, из них:

  • 18 общеобразовательных школ, в том числе:
  • школа-интернат спортивного профиля;
  • специализированная коррекционная школа № 6;
  • 1 вечерняя (сменная) школа при ЛИУ;
  • 1 детский дом;
  • 25 дошкольных образовательных учреждений,
  • 1 учреждение дополнительного образования детей,
  • школьная базовая столовая,
  • МАУ «Оздоровительный комплекс «Уголёк»,
  • МБОУ ДПО «Научно – методический центр».

В школах города обучается около 12 тысяч (11827) детей, дошкольные образовательные учреждения посещает более 5 тысяч (5100) детей.

В рамках социально-экономического партнерства в 2015-2016 учебном году было заключено 27 соглашений между администрацией города и руководителями предприятий, организаций, а также с частными предпринимателями на сумму более 1 миллиона рублей. Благодаря соглашениям, а также помощи родителей, все образовательные организации успешно подготовлены к новому учебному году.

Одним из основных вопросов общего образования является вопрос о постепенном переходе на односменный режим обучения, это отражено в федеральной и региональной программах создания новых мест в общеобразовательных организациях. В соответствии с этим мы должны обеспечить до 2020 года обучение начальной и старшей школы в первую смену.

Данный вопрос находится на контроле департамента образования, звучал он и на августовской конференции педагогов области. Целевой областной показатель в 2017 году должен достичь 83%, показатель для нашего города по плану департамента образования и науки Кемеровской области составляет в 2016 году 70,84%. Чтобы довести долю обучающихся в одну смену до этого показателя необходимо с 01.09.2016 перевести в 1 смену 448 человек. Мы считаем, что по этому вопросу проведена серьезная работы управления образования совместно с руководителями школ. Почти в каждой школе найдена возможность перевода хотя бы одного класса в первую смену или максимального подъема нескольких классов второй смены на так называемую «ступеньку». В итоге предполагаемый процент перехода в первую смену на 1 сентября составит 76%, с учетом «ступеньки», которая равна почти 7% (790 человек).

По одному классу перевели на «ступеньку» школы № 1 и №8, несмотря на перегруженность школ, самую большую в городе. Переоборудованы помещения в школах № 2 (библиотека под кабинет английского языка), в гимназии № 12 также переоборудованы библиотека и методический кабинет, в гимназии № 18 оборудованы кабинеты для  индивидуальных внеурочных занятий на месте административных кабинетов. В школах №№ 19,37,73 переоборудованы дошкольные группы. Таким образом, 100% в первую смену занимаются обучающиеся школ №№ 15,42,ШИСП, лицей № 4 и школа № 19 -  96%. Выше 70% показатель в гимназии № 12, школах №№ 33,37,73.

Спасибо всем, кто принял оперативное управленское решение по этому вопросу. В дополнение к проведенной работе стоит подумать и об организации внеурочной деятельности, о её частичном переносе на каникулярное время и в учреждения дополнительного образования. Все варианты будут приветствоваться.  

Важным механизмом обеспечения качества образования в образовательном пространстве муниципалитета является объективная система оценки результатов выпускников основной и старшей школы. Хочу поблагодарить всех без исключения: руководителей ППЭ, директоров общеобразовательных организаций, организаторов, общественных наблюдателей за принципиальную позицию в отношении государственной итоговой аттестации, благодаря которой нам удалось не только получить объективную картину нашей работы, но и увидеть проблемы в этом направлении.

В государственной итоговой аттестации 11-х классов приняли участие 413 выпускников, из них 377 выпускников дневных общеобразовательных школ; 36 – вечерней школы при исправительном учреждении №42.

Обязательные предметы для получения аттестата о среднем образовании – русский язык и математику сдавали 376 одиннадцатиклассников (1 выпускник школы №1 сдавал итоговую аттестацию в смешанной форме, русский и математику в форме ГВЭ, информатику в форме ЕГЭ). Процент выполнения по русскому языку при пороге 24 балла (для получения аттестата) составил 100%, это на уровне прошлого года, а вот с порогом в 36 баллов для поступления в ВУЗ не справился 1 выпускник лицея №4, что составило – 99,7% выполнения по городу. Средний балл по русскому языку выше, чем в прошлом году и составил 70,8 (прошлый год – 69).

6 выпускников школ города по результатам ЕГЭ по русскому языку набрали 100 баллов (это выпускники школы №2, лицея №4, гимназий №12 и 18. От 90-98 баллов набрали 35 человек, это меньше, чем в прошлом году (47 человек).

Математику базового уровня сдавало 376 выпускников 11-х классов (100%). С работой справились 100% одиннадцатиклассников. Математику профильного уровня сдавало 84% выпускников (316 человек). Процент выполнения по математике профильного уровня составил 87,6% это выше, чем в прошлом году (82,1%). Средний балл по городу составил – 42,6 (прошлый год – 40,8). Самый высокий результат сдачи ЕГЭ по математике в гимназии №18 (Новожилов Дмитрий – 96 баллов).

Количество выпускников, окончивших школу с золотой и серебряной медалью «За особые успехи в учении» составляет 37 человек, это больше, чем в прошлом году (33 медалиста). 26 выпускников – с золотой медалью (школа №2 – 6 человек, лицей №4 – 1 человек, гимназия №12 – 6 человек, гимназия №18 – 13 человек).

11 выпускников – с серебряной медалью (лицей №4 – 3 человека, школа №8 – 4 человека, гимназия №12 – 1 человек, гимназия №18 – 3 человека).

Таким образом, по итогам проведения единого государственного экзамена в 2016 году все выпускники получили аттестат о среднем образовании.

В государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования приняли участие 886 обучающихся 9-х классов из них: 862 сдавали основной государственный экзамен (ОГЭ) и 49 девятиклассников проходили аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) из школ №1,2,18,20,38,73, ВСШ №7. 

Государственную итоговую аттестацию по русскому языку в форме ОГЭ сдавали 837 учащихся. С экзаменационной работой справились 95% учащихся 9-х классов, процент качества составляет 67% (результаты на уровне прошлого учебного года).  Средняя отметка по русскому языку 3,9.

Результаты 100% общей успеваемости по русскому языку показали выпускники ШИСП.

По русскому языку максимальное количество баллов (39) получили    15 человек: школа №1 – 6 человек, школа № 2 – 3 человека, гимназия №12 – 1 человек, гимназия №18 - 2 человека, школа №19 - 1 человек, школа №20 - 1 человек, школа № 38 - 1 человек.

        Государственный выпускной экзамен по русскому языку сдавали 49 выпускников 9-х классов, из них 98% справились с экзаменационной работой (1 выпускник 9-го класса ВСШ №7 не сдал экзамен по русскому языку), качественная успеваемость составила -75%.

Экзамен по математике сдавали 837 обучающихся, из них справились с экзаменационной работой 66% (этот показатель ниже на 7% по сравнению с прошлым учебным годом), качественная успеваемость составила - 42%, что на 20% выше по сравнению с прошлым годом.  Средняя отметка по математике - 3,0.

Результаты 100% общей успеваемости по математике показали выпускники ШИСП.

Государственный выпускной экзамен по математике сдавали 49 выпускников 9-х классов -  100 % справились с экзаменационной работой.

Апелляцию о несогласии с объявленными результатами подали 8 обучающихся из школ №1 (1), 2 (1), 37(2), гимназий №12 (3) и 18(1). Удовлетворены 2 апелляции с повышением баллов по обществознанию (гимназия №12) и русскому языку (школа №1), не удовлетворены - 4 апелляции по русскому языку (школы №2 и №37) и обществознанию (гимназия №18), с понижением баллов - 2 апелляции по биологии и английскому языку (гимназия №12).

Таким образом, не прошли государственную итоговую аттестацию за курс основной школы, т.е. не получили аттестаты об основном общем образовании -  89 выпускников 9-х классов из общеобразовательных школ №1 (5), №2 (8), №3 (8), №7 (9), №8 (2), №12 (1), № 5(7), №18 (6), 19(8), 20(1), 33(3), 37(12), 38(10), 42(6),73(2), ВСШ №7(1) – это в три раза больше, чем в прошлом учебном году.

Обучающиеся, не получившие аттестат, смогут пересдать русский язык и математику в сентябре 2016 года.

В соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ в новом учебном году обязательным условием для выдачи аттестатов 9-классникам будет являться успешная сдача не только двух обязательных предметов (математика, русский язык), но и 2-х предметов по выбору. Обращаю внимание руководителей общеобразовательных организаций на этот факт и прошу усилить работу по подготовке и сдаче не только обязательных предметов, но и предметов по выбору.  

В 2016-2017 учебном году продолжится работа по реализации федеральных государственных стандартов дошкольного, начального, основного образования. В этом году, согласно приказа департамента образования и науки Кемеровской области, на базе школы №1 и гимназии №12 экспериментально начнется реализация ФГОС среднего образования.

Считаю необходимым еще раз напомнить, что с 1 сентября этого года начинается реализация федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей с умственной отсталостью. Инклюзивное образование предполагает обучение ребенка с ОВЗ в условиях детского сада, школы, учреждения дополнительного образования. На сегодняшний день только в 4-х (2,8,9,10) детских садах и двух школах (№2 и №8) созданы материально-технические условия для обучения этой категории детей.  Необходимыми условием для обучения детей с ОВЗ является подготовка педагогических кадров или хотя-бы одного педагога-консультанта. Хочу отметить, что на сегодняшний день эта работа организована в школах   №2 и №8. Пять учителей этих школ проходят курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Формирование профессиональной компетентности педагога по работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

Работа с одаренными детьми является значимым направлением деятельности муниципальной системы образования.

В прошедшем учебном году в общеобразовательных учреждениях нашего города в олимпиадах по 20 предметам на школьном уровне приняли участие более 3 тысяч учащихся 5-11 классов. На муниципальном уровне участвовали ребята 7-11 классов, набравшие наибольшее количество баллов на школьном этапе – это более 700 человек. Состоялись и региональные этапы предметных Всероссийских олимпиад школьников, в которых приняли участие около 60 обучающихся школ города, победителей и призёров муниципального этапа всероссийской олимпиады. В итоге 10 обучающихся стали победителями и призёрами регионального этапа олимпиад по 13 предметам:

  • два первых места по обществознанию и географии –гимназия №18,
  • одно второе место по физике - школа №2,
  • десять третьих мест – по французскому, английскому и русскому языкам, литературе, физической культуре, технологии, обществознанию, экологии - гимназии №12 и № 8, школы №2, 20, 42.

Порадовали победы Изаксон Софьи, ученицы 11 класса гимназии №12, которая по русскому языку, французскому и английскому языкам заняла 3 место; 1 место сразу по двум предметам – обществознанию и географии завоевал Ульянов Егор, ученик гимназии №18.

Хочу обратить внимание на то, что кроме Всероссийской олимпиады есть и другие олимпиады, конкурсы, утвержденные приказом Министерства образования №645 от 31.05.2016 года, в которых могут принять участие выпускники (и не только), многие из них дают льготы для поступления в вузы. Об этом должны знать педагоги, учащиеся и родители! 

Уже в школе важно помочь ребятам помочь осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда. В муниципалитете в этом направлении есть успехи. Благодаря деятельности федеральной экспериментальной площадки была разработана и апробирована организационная модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в муниципалитете. Эта модель определяет цель, задачи, принципы, основные направления работы по профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях общего и профессионального образования, расположенных на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа.  

В соответствии с планом работы по профориентации на 2015-2016 учебный год для профконсультантов и заместителей директоров, курирующих профориентационную работу, педагогов начальных классов проведено 10 семинаров; в рамках Недели профориентации «Профессиональная среда» организовано 470 мероприятий с общим охватом 11589 обучающихся. 

Прошедший год стал рекордсменом по количеству участников VIII конкурса проектов школьников «СУЭК-Кузбасс: моя компания, мой город» - 3367 человек, победители которого в дни весенних каникул побывали в Москве и Санкт-Петербурге; более 500 обучающихся посетили мероприятия горнотехнического, политехнического техникумов и Ленинск-Кузнецкого филиала Кемеровского медицинского колледжа.  170 девятиклассников получили сертификаты по результатам прохождения профессиональных проб в профессиональных организациях города.

Впервые в этом году под руководством научно- методического центра была проведена экономическая школа для обучающихся школ города. Партнерами проекта стали: отдел потребительского рынка и предпринимательства администрации города, предприниматели, муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства города, АНО «Точки роста». В ходе совместной работы ребята создавали проекты школьных предприятий. Они не только познавали азы профессии «предприниматель», но и развивали универсальные учебные действия: умение работать в группе, управлять процессами и проектами, определять сложные системы и работать с ними. Если в работе первой экономической школы приняло участие 26 ребят, то во второй (она как раз сейчас проходит) уже 68. Надеюсь, что работа будет продолжена и в новом учебном году.

Создание местного отделения общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» - это одно из нововведений, инициатором которого стал Президент России. И хотя на базе города уже в каждой школе   успешно работают 29 детско-юношеских организаций, 39 патриотических клубов и объединений, 17 волонтерских отрядов, необходимо провести определенную работу, чтобы все эти ребята влились в Общероссийскую общественно-государственную детско-юношескую организацию «Российское движение школьников».  В настоящее время в школ, претендующих на отработку новой модели, включена школа № 2. Надеемся, что в скором времени все школы станут активными участниками этого движения.

Во все времена в основе качественного образования лежала работа педагога: учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования. На сегодняшний день в муниципальной системе образования трудится 1270 педагогических работника и 95 руководителей. Из них: в дошкольном образовании 59% имеют высшее образование, 41% - среднее профессиональное; в общем образовании 85% имеют высшее образование, остальные 15% имеют среднее профессиональное образование; в дополнительном образовании высшее 56%, среднее профессиональное 28% и 16% начальное профессиональное образование

Процент аттестованных на высшую и первую категорию в дошкольном образовании составляет 89, в общем образовании-84%, в дополнительном-75%. Видим, что необходимо держать на постоянном контроле работу в этом направлении. По-прежнему слабо мотивированы педагогические коллективы на прохождение сертификации. Несмотря на то, что в этом году кроме гимназии №12 к этой процедуре присоединились отдельные педагоги школ 8, 20,37, ШИСП, гимназии №18 все-таки работа не носит системный характер. А ведь это не только материальное стимулирование, но и своего работа профессиональный самоаудит.

Напомню, что Министерством образования и науки РФ разработан проект национальной системы учительского роста, направленный на установление уровня владения профессиональными компетенциями педагогическими работниками. Данный проект предполагает введение единой независимой федеральной оценки компетенций на основе новой редакции профессионального стандарта «Педагог». Пока данный проект не принят, отодвигается и введение профессионального стандарта педагога до 2018 года.

Совершенствованию профессиональных компетенций педагога способствуют разные формы методической работы. В 2015-2016 учебном году в муниципалитете работало 21 городское методическое объединение, 20 творческих, проблемных и проблемно- творческих групп, проведено 53 семинара разного характера. Педагогические работники приняли участие в 24 конкурсах профессионального мастерства регионального и муниципального уровней. Назову наиболее значимые для нас победы: впервые за 6 лет конкурса «Педагог-психолог» лауреатом стала Николаева Кристина Николаевна, педагог-психолог коррекционной школы №6; в областном конкурсе на лучшую образовательную организацию победителем в номинации «Социализация» стала школа №1, а лауреатом в номинации «Информатизация образования» - гимназия №12.

В рамках Международной выставки-ярмарки «Кузбасский образовательный форум 2016» прошли конкурсы: на лучший экспонат и «Инновации в образовании». В этих конкурсах золотые медали получили соответственно школа №38 за виртуальную экскурсию по музею Боевой славы 376-й Кузбасско-Псковской Краснознамённой стрелковой дивизии и гимназия № 12 за сборник программ внеурочной деятельности  в условиях реализации требований ФГОС среднего общего образования. 

Следует отметить, что гимназия №12 принимала участие в 22 конкурсах и в более половине из них становилась в числе победителей. А некоторые образовательные организации и их педагогические работники не нашли возможности поучаствовать ни в одном конкурсе. Я считаю, что это зависит от принципиальной позиции руководителя!

Одной из главных обязанностей руководителя образовательной организации является формирование кадровой политики, т.е. стабильного высокопрофессионального коллектива, привлечение молодых специалистов и их закрепление в образовательных организациях. Особенно это касается школ, где на сегодняшний день имеет место нехватка кадров. По состоянию на январь 2016 года 13 школ из 18 подали более 30 вакансий, из них: учителя начальных классов – 6, русского языка и литературы – 4, математики – 7, физики – 2, иностранного (английского) языка – 7, истории – 3, информатики, музыки и др.

На сегодняшний день в основном закрыты вакансии учителей начальных классов, русского языка и информатики. Самый острый дефицит составляют учителя математики и иностранного языка.

В городе работает социальная программа по поддержке данной категории специалистов, в соответствии с которой более 20 молодых педагогов проживают в доходном доме и доме для молодых специалистов, а также получают единовременное социальное пособие от администрации города. Несмотря на это, руководителям учреждений необходимо приложить максимум усилий для закрепления кадров. Это не только крепкая методическая помощь и поддержка в виде наставничества, но и материальные выплаты.

Актуальным направлением деятельности муниципальной системы образования остается семейное устройство детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По сравнению с 1 января 2013 года на сегодняшний день банк о детях, оставшихся без попечения родителей, сократился в три раза. Этому способствовали следующие мероприятия:

  • передача под опеку;
  • создание приемных семей,  
  • усыновление;
  • возвращение детей в кровные семьи;
  • создание и работа на базе МБОУ ДПО «Научно - методический центр» Клуба для принимающих семей «Содружество», на базе МКОУ «Детский дом № 3» - Школы приёмных родителей и Службы сопровождения принимающих семей.

Нормативные документы, принятые на уровне Правительства, по вопросам сокращения банка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усиление роли органов опеки и попечительства в данном вопросе, кроме перечисленных традиционных форм устройства детей предусматривает изменения в работе детских домов. Большая работа, проведенная под руководством директора детского дома № 1 Дементьевой Надеждой Ивановной, позволила уменьшить количество этих детей. В детском доме реализуются новые формы работы:

  • работа с родственниками по возращению детей в семью;
  • временное устройство детей по заявлению родителей на период трудной жизненной ситуации в семье;
  • оборудование помещений для социализации по семейному типу;
  • переоборудование группы под детей ясельного возраста (сегодня таких детей, временноустроенных - 6 человек, самому маленькому из которых 10 месяцев;
  • приобретение оборудования для детей с ОВЗ.

Данные направления работы органов опеки совместно с социальными педагогами школ необходимо развивать и совершенствовать.

Таким образом, еще раз обращаю внимание на задачи, стоящие перед образовательными организациями в новом учебном году:

  1. Развитие платных образовательных услуг на базе образовательных организаций.
  2. Создание условий в общеобразовательных организациях для обучения в первую смену.
  3. Совершенствование системы работы по подготовке к ГИА.
  4. Реализация ФГОС общего образования и создание условия для обучения детей с ОВЗ.
  5. Совершенствование работы с одаренными детьми.
  6. Реализация модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
  7. Мотивирование педагогических работников на прохождение аттестации и сертификации.
  8. Закрепление педагогических кадров в образовательной организации.
  9. Развитие новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.