Особенности рассмотрения административных дел в соответствии с новым Кодексом административного судопроизводства РФ

С 15 сентября 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), который регулирует порядок рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из публичных правоотношений.

При этом помимо таких традиционно «публичных» категорий дел как дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов власти, об административном надзоре, о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и избирательных споров, согласно КАС РФ административными в настоящее время являются некоторые дела, которые ранее рассматривались в порядке искового, приказного или особо производства, а именно: о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок; о взыскании налогов и иных обязательных платежей с физических лиц в случаях, предусмотренных законом; о принудительной госпитализации в психиатрический стационар и о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке; об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости; о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации; о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

В соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с вышеназванной даты такие дела, не рассмотренные и находящиеся в производстве судов, рассматриваются по правилам КАС РФ. Сходное положение предусмотрено для апелляционных, кассационных, надзорных и частных жалоб (представлений).

КАС РФ не применяется при рассмотрении дел, отнесенных федеральным законом к компетенции иных судов (Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ), даже если эти дела возникли из публичных правоотношений.

Кроме того, положения КАС РФ не регулируют производство по делам об административных правонарушениях и делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Значительная часть норм, содержащихся в КАС РФ, ранее присутствовали в Гражданском процессуальном кодексе РФ. При этом введен и ряд принципиально новых процессуальных положений, на которые следует обратить внимание.

Так, установлено дополнительное требований для лиц, которые могут быть представителями в суде, – наличие у них высшего юридического образования, что на практике означает необходимость несения гражданами дополнительных расходов по оплате юридических услуг. Вместе с тем, обязательное ведение дел через представителей предусмотрено КАС РФ лишь по делам об оспаривании нормативных правовых актов по заявлениям граждан, не имеющих высшего юридического образования.

Полномочия прокурора по обращению в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина без каких-либо исключений ограничены следующим условием: если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В то же время, в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ соответствующие ограничение полномочий прокурора не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений иных непосредственное связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Вместе с тем, при выявлении фактов нарушения закона в деятельности административных органов в перечисленных сферах в отношении конкретных граждан, не подпадающих под приоритеты прокурорской защиты, прокурор не лишен возможности принятия других мер прокурорского реагирования (внесения представления, возбуждения дела об административном правонарушении и т.д.).

Кроме того, ряд административных дел подлежит рассмотрению судом с участием прокурора, который дает заключение по существу заявленных требований, а именно это административные споры: об оспаривании нормативных правовых актов; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении; об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке; о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

Как правило, неявка прокурора, надлежащим образом извещенного о судебном заседании по таким делам, не является препятствием к их рассмотрению. При этом прокурор, независимо от участия в указанных делах, имеет полномочия для оспаривания состоявшихся по ним судебных постановлений.

Прикрепленные файлы: